9 апреля было опубликовано распоряжение премьер-министра Дмитрия Медведева о назначении Центра развития перспективных технологий единым оператором маркировки всех товаров.

50% ЦРПТ принадлежат структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, остальные поровну поделены между управляющим партнером Almaz Capital Partners Александром Галицким и «Ростехом». У ЦРПТ есть опыт маркировки сигарет, лекарств и обуви.

Общие затраты на создание системы оценивались в 205 млрд руб. Однако она создается на базе ГЧП, а не государства, что увеличивает скорость ее создания и развития. За маркировку каждого товара предлагается установить цену в 50 коп. без НДС.

До 2019 года оператором маркировки меховых изделий — единственного маркируемого товара — была ФНС. Сообщается, что в 2019 году обязательная маркировка будет введена для шин, покрышек, белья, фотокамер, предметов одежды, а также духов и туалетной воды. Уже к 2024 году маркировку планируют распространить на все товарные группы.

Проект маркировки стартовал еще в 2016 г., когда специальные цифровые метки стали наноситься на меховые изделия. До марта 2019 г. оператором маркировки меха была Федеральная налоговая служба (ФНС), затем она передала эти функции ЦРПТ. ЦРПТ уже проводил годичный эксперимент маркировки сигарет, проводит эксперимент маркировки лекарств и обуви. Обязательная маркировка первой группы товаров – сигарет – уже началась больше месяца назад. До июля – когда пачки без цифровой марки будет запрещено выпускать – действует переходный период, чтобы производители и торговые точки успели зарегистрироваться в системе. Но где именно регистрироваться, было непонятно больше месяца: правительство медлило с распоряжением о назначении оператора системы маркировки. Оно лежало на столе у Медведева в ожидании подписи, рассказывали три федеральных чиновника.

В 2019 г. власти планируют ввести обязательную маркировку еще нескольких категорий товаров: духов и туалетной воды, шин, покрышек, белья, фотокамер, разных предметов одежды. А к 2024 г. власти планируют распространить маркировку товаров на все товарные группы.

Цена за маркировку каждого товара обсуждается в 50 коп. без НДС, кроме жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. Общие же затраты оператора на создание системы оценивались в более чем 205 млрд руб. Госвложения в проект не предусмотрены. Информационная система создается на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), что исключает затраты государства на ее создание и развитие, увеличивает скорость внедрения, минимизирует возможные риски, говорит представитель ЦРПТ.